Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
"Нет случайно родившихся детей
Ни один Путник Вечности случайно не рождается
Каждый ребенок есть явление в земной жизни
Он родился потому, что должен был родиться
Родился потому, что именно его не хватало миру".
С 01.09.2016 г. двери МБОУ «Кромская НОШ» открыты для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации» В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. В настоящее время функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства". Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного
обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья, состояние здоровья которых, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания
Классификация:
- Дети с нарушением слуха;
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи ;
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Федеральные государственные образовательные стандарты
для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование.
Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Дата начала реализации стандартов:
- стандарты применяются к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года;
- обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
Планируемые результаты реализации ФГОС для детей с ОВЗ
- расширение охвата обучающихся с ОВЗ образованием;
- обеспечение образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- возможность выбора варианта образования, адекватного возможностям обучающегося с ОВЗ;
- совершенствование условий для реализации процесса.
Принципы обучения
- Психологическая безопасность.
- Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
- Единство совместной деятельности.
- Мотивирование ребенка к учебному процессу.
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ :
- Создание нормативно-правового обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;
- Создание аналитического обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;
- Создание организационно-методического обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;
- Создание кадрового обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;
- Создание финансово-экономического обеспеч. реализации ФГОС ОВЗ;
- Создание информационного обеспечения реализации ФГОС ОВЗ.
Диапазон различий развития детей с ОВЗ:
- от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
- от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Самое главное, когда в общеобразовательную школу приходит ребенок с инвалидностью — создать общий настрой — и одноклассников, и учителей, и администрации школы. К ребенку с инвалидностью отношение как к самому обычному школьнику (с некоторыми особыми потребностями), такое отношение передается и одноклассникам ребенка. Дети оказывают посильную помощь, и ребенок ощущает себя более свободно, да и отношение одноклассников к специальным архитектурным устройствам более уважительное, и эти приспособления дольше будут оставаться в порядке. Дети с отклонениями в развитии не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников. Общение с ними – это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив, они становятся добрее, у них появляется желание помочь другому.
Нормативные документы
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
-Информационно – методическое письмо о работе руководителя общеобразовательной организации обучающих детей с ОВЗ и инвалидностьюв условиях введения ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ
Федеральная программа «Доступная среда»
На основании соглашения № 92/П 385027/14 от 16.10.15 г «О предоставлении субсидий бюджету Кромского района Орловской области на проведение мероприятий по формированию сети ОО», наша школа вошла в программу «Доступная среда».
Таким образом, в МБОУ «Кромская НОШ» школе по программе «Доступная среда» оборудован кабинет логопеда, учебный класс, столовая. Социально значимые места в школе обозначены табличками со шрифтом Брайля – раздевалка, учебные кабинеты, кабинет логопеда, столовая, медицинский кабинет, кабинет ЛФК, спортивный зал. В рекреации на 1 этаже установлены поручни, нанесена желтая разметка, оборудованы туалетные комнаты для девочек и мальчиков, расширен вход в раздевалку. В фойе на 1 м этаже установлена бегущая строка. Основной и запасной входы в школу оборудованы пандусами. На центральном входе имеется кнопка вызова.
Количество педагогов, прошедших обучение по программе «Организация инклюзивного образования детей – инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях» - 5, из них: администрация 2, учитель –логопед – 1, педагог – психолог - 1, учитель – 1.
Дорожная карта по реализации инклюзивного образования на 2021 -2023 гг.
Положение о порядке организации обучения на дому обучающихся с ОВЗ